Происхождение нестабильности ПДС: травма, опухолевое поражение, дегенеративно–дистрофические поражения, врожденная патология (спондилолистез).
Диагностика поясничного остеохондроза основывается на клинической картине заболевания и данных дополнительных методов обследования (рентгенография, компьютерная то¬мография, магни¬тно–ре¬зонанс¬ная томография. Особенно информативной является МРТ.
Синдромы поражения отдельных поясничных корешков:
L3: боль и парестезии в дерматоме L3, парез четырехглавой мышцы бедра,снижение или вы¬па¬дение сухожильного рефлекса с четырехглавой мышцы (коленного рефлекса).
L4: боль, возможны парестезии или гипалгезия в дерматоме L4; парез четырехглавой мышцы бедра и передней большеберцовой мышцы, снижение коленного рефлекса.
L5: боль, возможны парестезии или гипалгезия в дерматоме L5, парезы, возможна атрофия длинного разгибателя большого пальца и короткого разгибателя пальцев стопы, отсутствие заднего большеберцового рефлекса (рис. 8).
S1: боль, возможны парестезии или гипалгезия в дерматоме S1, парез трехглавой мышцы голени, утрата ахиллова рефлекса.
Сложность взаимодействия компенсаторных и патогенных механизмов при вертеброгенной патологии во многом обьясняет хорошо известное практикующим врачам, особенно нейрохирургам, оперирующим грыжи дисков, отсутствие четких корреляций между выраженностью клинической симптоматики и степенью морфологических изменений позвоночных и невральных структур по данным рентгенографии, компьютерной томографии, МРТ. Поэтому тактика врача при выборе лечения определяется в первую очередь клиническими данными, хотя результаты дополнительных методов обследования имеют важное значение.
Лечение остеохондроза позвоночника осуществляется как хирургическим, так и консервативным способом.
Сложившееся на сегодня в большинстве лечебных учреждений мнение заключается в том, что хирургическое лечение дискогенной болезни показано только у 10–12% больных. Все остальные пациенты по поводу дегенеративно–дистрофических заболеваний позвоночника и осложнений могут и должны получать консервативное лечение.
Методы консервативного лечения включают в себя обязательное использование нестероидных противовоспалительных препаратов с анальгетическим действием, препаратов, обладающих хондропротективным, хондростимулирующим эффектом.
Выраженным анальгетическим эффектом обладает Вольтарен® Акти™, содержащий 12,5 мг диклофенака калия. Диклофенак калия позволяет повысить эффективность проводимой терапии и предупредить возможные гастротоксические эффекты. Принимают Вольтарен® Акти™ по 1–2 таблетки каждые 4–6 часов по мере необходимости. Максимальная суточная доза составляет 6 таблеток. Вольтарен® Акти™ разрешен к приему с 14 лет. При люмбаго, люмбалгии хорошо зарекомендовал себя Вольтарен® Эмульгель® – местный НПВП для наружного применения. Активный ингредиент препарата – диклофенака диэтиламин. 100 г препарата содержат 1,16 г диклофенака диэтиламина, что соответствует 1 г диклофенака натрия. Инновационная форма Эмульгель® представляет собой жировую эмульсию в водном геле с добавлением спиртов изопропанола и пропи-ленгликоля. При нанесении Вольтарен® Эмульгель® на кожу спирты испаряются, что дает охлаждающий эффект. При этом диклофенак диэтиламин концентрируется в находящихся в Эмульгеле® жировых мицеллах, что облегчает его проникновение через кожу к очагу боли и воспаления. Диклофенак диэтиламин концентрируется в связках, в суставах, суставных оболочках и в мышцах, эффективно снимая воспаление и боль. Основным механизмом действия Вольтарен® Эмульгель® является подавление биосинтеза простагландинов. Эмульгель® наносят на кожу 3–4 раза в сутки и слегка втирают. Необходимое количество препарата зависит от размера болезненной зоны. Например, 2–4 г Вольтарен® Эмульгель® (что по объему сопоставимо соот¬ветственно с размером вишни или грецкого ореха) достаточно для нанесения на область площадью 400–800 см2. После нанесения препарата руки необходимо вымыть. Длительность лечения зависит от показаний и отмечаемого эффекта. Показания для продолжения лечения рекомендуется пересматривать через 2 недели.
По данным исследований, при местном применении Вольтарен® Эмульгеля® в системный кровоток попадает не более 6% активного вещества, что свидетельствует о его высокой безопасности. Необходимо отметить, что любые НПВП не рекомендуются для длительного (свыше 12–14 дней) применения при болях в спине. В случаях скелетно–мышечных болевых синдромов в пояснично–крестцовой области нецелесообразно соблюдение постельного режима, даже в первые дни заболевания, ношение поясов, а также использование опоры при передвижении (палки или костыля), так это изменяет нормальный мышечный корсет и способствует развитию неадекватного болевого поведения у предрасположенных к хроническим болям пациентов. Эффективны блокады с местными анестетиками дугоотросчатых суставов и крестцово–подвздошных сочленений [9].
Применение кортикостероидов (даже в виде местных инъекций) отдельными исследователями считается неоправданным при острых болях в спине. При локальном мышечном гипертонусе эффективно назначение миорелаксантов, при миофасциальном болевом синдроме – локальные инъекции местных анестетиков в триггерные точки. В случае острых болей в спине при отсутствии эффекта от проводимой терапии рекомендуется проведение рентгенографии пояснично–крестцового отдела позвоночника в прямой и боковой проекции. При наличии симптомов компрессионной радикулопатии, не регрессирующих в течение 6–7 недель, целесообразно проведение МРТ для решения вопроса о целесообразности оперативного лечения [11].
Препарат Хондроксид, содержащий действующее вещество хондроитин сульфат. Хондроитин – это кислый мукополисахарид из хрящевой ткани трахеи крупного рогатого скота. Хондроксид, представлен в аптеках мазью. гелем для наружного применения и таблетками. Хондроксид стимулирует регенерацию хрящевой ткани, обладает противовоспалительным, аналгезирующим эффектом. Хондроксид участвует в построении основного вещества хрящевой и костной ткани; влияет на обменные процессы в гиалиновом и волокнистом хрящах. Тормозит процессы дегенерации хрящевой и соединительной ткани; ингибирует ферменты, вызывающие поражение хрящевой ткани. Хондроксид стимулирует биосинтез глюкозаминогликанов, способствует регенерации суставной сумки и хрящевых поверхностей суставов, увеличивает продукцию внутрисуставной жидкости. Это приводит к уменьшению воспаления, увеличению подвижности пораженных суставов. Хондроксид в таблетированной форме принимается по 0.5 г (по 2 таблетки) 2 раза в сутки, запивается небольшим количеством воды. Рекомендуемый начальный курс лечения 6 месяцев. Хондроксид мазь или гель наносится на кожу и легко втирается (в очаге поражения) до полного впитывания. Курс лечения не менее 2–3 недель. Кроме этого, распространено применение лечебных блокад, миорелаксантов, физиотерапевтических процедур, кинезотерапии, рефлексотерапии, массажа, мануальной терапии.
Из физиотерапевтических процедур в настоящее время широко используется электрофорез с протеолитическим ферментом карипазимом. Известно, что лечебная физическая культура и массаж – неотъемлемые части комплексного лечения больных с поражением позвоночника. Лечебная гимнастика преследует цели общего укрепления организма, увеличение работоспособности, совершенствования координации движений, повышения тренированности. При этом специальные упражнения направлены на восстановление определенных двигательных функций. Несмотря на наличие эффективных средств консервативного лечения, существование десятков методик, часть больных нуждается в оперативном лечении. На сегодняшний день оперируется 0,3% всех больных остеохондрозом.
Показания к хирургическому лечению делятся на относительные и абсолютные. Абсолютным показанием к хирургическому лечению является развитие каудального синдрома, наличие секвестрированной грыжи межпозвонкового диска, выраженный корешковый болевой синдром, не уменьшающийся, несмотря на проводимое лечение. Развитие радикуломиелоишемии также требует экстренного оперативного вмешательства, однако по прошествии первых 12–24 ч показания к операции в подобного рода случаях становятся относительными, во–первых, из–за формирования необратимых изменений в корешках, и во–вторых, потому что в большинстве случаев в ходе лечебно–реабили¬тационных мероприятий процесс регрессирует приблизительно в течение 6 месяцев. Такие же сроки регресса наблюдаются и при отсроченных операциях. Сложившееся на сегодня в большинстве лечебных учреждений мнение заключается в том, что хирургическое лечение дискогенной болезни показано только 10–12% больных. Все остальные пациенты могут и должны получать консервативное лечение по поводу остеохондроза позвоночника и его осложнений.
Чаще всего при грыжах дисков используется открытый доступ в позвоночный канал.
Микродискэктомия на данный момент является «золотым» стандартом в лечении грыж дисков. При микродискэктомии сведены к минимуму разрушения костных структур, а больные активизируются в течение первых суток после операции. Применение щадящих микрохирургических операций значительно расширило показания к оперативному вмешательству. Даже само наличие признаков компрессии корешка по результатам томографического исследования (конечно, в сочетании с соответствующей клинической картиной и недостаточно успешным консервативным лечением) на сегодняшний день является относительным показанием к применению оперативного вмешательства. В настоящее время применяются малоинвазивные методы эндоскопической нуклеотомии под контролем КТ, лазерная вапоризация межпозвонковых дисков. Последние 5 лет появился новый метод малоинвазивной плазменной дисковой нуклеопластики, основанной на контролируемой подаче в диск низких температур с абляцией и коагуляцией. Среднее количество удаляемого диска – 0,5–1,0 г. За счет этого уменьшается внутридисковое давление, и грыжевое выпячивание вправляется на место. Газы, образующиеся при выпаривании, удаляются через интродьюсерную иглу. В обязательном порядке перед нуклеопластикой проводится дискография. К противопоказаниям для этого вида лечения относят выраженную дегенерацию диска, тяжелые степени стеноза позвоночного канала, дегенеративную нестабильность.
«Золотым» стандартом на данный момент является микродискэктомия, сводящая к минимуму травматизацию тканей эпидурального пространства, не вызывающая нарушений нормальной анатомии.
В настоящее время большой интерес у нейрохирургов вызывают появившиеся работы по протезированию поясничных межпозвонковых дисков. Обнадеживающие результаты использования протезов «Prodisc» продемонстрировали на 24–й Международной конференции по малоинвазивным технологиям южнокорейские ортопеды.
К относительным показаниям относят неэффективность консервативного лечения, рекуррентный ишиас. Консервативная терапия по продолжительности не должна превышать 3 месяцев и длится, как минимум, 6 недель. Предполагается, что хирургический подход в случае острого корешкового синдрома и неэффективности консервативного лечения оправдывается в течение первых 3 месяцев после появления боли для предо-твращения хронических патологических изменений в корешке. Относи¬тельным показанием являются случаи крайне выраженного болевого синдрома, когда происходит смена болевой составляющей возрастанием неврологического дефицита. Главная цель оперативного вмешательства – не хирургия диска, а декомпрессия корешка, который должен остаться мобильным и не поврежденным. Нейрохирург должен по возможности минимизировать образование рубцовой ткани, не создавать дополнительные условия нестабильности в оперируемом сегменте позвоночника. Необходимым условием является точная постановка диагноза, когда клинические проявления соотносятся с данными дополнительных методов обследования.